Ответственность за коррупционные правонарушения
Противодействие коррупции является одной из приоритетных задач государственной политики. Основным элементом этой деятельности остается профилактика коррупции, которая направлена на минимизацию рисков возникновения коррупционных проявлений и формирование среди государственных служащих нетерпимости к коррупционному поведению. Проводится подобная работа и в рядах органов внутренних дел. так за 9 месяцев 2018 года в результате проверочных мероприятий за нарушение антикоррупционного законодательства дисциплинарные взыскания наложены на 5110 сотрудников, из которых 508 уволены из органов внутренних дел.
Сотрудники привлекаются к дисциплинарной ответственности за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных федеральными законами от 30.11.2011 № 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (далее - Закон о службе). от 25 декабря 2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами и нормативными актами Российской Федерации.
Анализ правовых норм, регулирующих вопросы применения к сотрудникам органов внутренних дел дисциплинарных взысканий за коррупционные правонарушения (под таковыми понимаются взыскания, предусмотренные статьями 50 (1) и 82 (1) Закона о службе), а также дисциплинарной практики позволяет выделить ряд особенностей наложения данных взысканий.
Согласно нормативным предписаниям статьи 49 Закона о службе нарушение служебной дисциплины выражается в частности в несоблюдении сотрудником органов внутренних дел запретов, ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению либо в неисполнении служебных обязанностей. Таким образом законодателем дано определение понятия "дисциплинарный проступок", под признаки которого подпадают в том числе нарушения требований, ограничений, запретов и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
Общие положения, касающиеся привлечения сотрудника к дисциплинарной ответственности, определены в ст. 50, 51, 52 Закона о службе, Применение к сотруднику мер дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения осуществляется с учетом особенностей, изложенных в статье 51 (1) названного закона.
Так в соответствии с названной статьей исчисление срока привлечения к дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения осуществляется с момента поступления информации о таком нарушении.
Эта особенность способствует минимизации риска уклонения от ответственности сотрудников, совершивших данные правонарушения. Взыскание за коррупционное правонарушение налагается не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении сотрудником органов внутренних дел такого правонарушения и не позднее трех лет со дня его совершения.
В связи с тем, что исчисление срока привлечения к ответственности за коррупционнные правонарушения прямо не связано с моментом его совершения, может сложится представление о возможности привлечения сотрудника к такой ответственности в любой период. однако предметом проверки соблюдения сотрудниками органов внутренних дел требований, ограничений, запретов и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, является соблюдение этих требований, ограничений, запретов и обязанностей в течение трех лет, предшествующих поступлению информации.
Еще одной особенностью, связанной со временем является срок ознакомления сотрудника с актом о наложении взыскания или об отказе о наложении такого взыскания: копии этих актов вручаются сотруднику органов внутренних дел под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта. В указанный срок, исходя из общего порядка привлечения к дисциплинарной ответственности, также не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время, необходимое для прибытия сотрудника к месту ознакомления с актом о наложении на него взыскания или для доставки указанного акта к месту службы сотрудника.
Под актом о наложении взыскания понимается приказ, являющийся одним из видов ведомственных актов. Решение о привлечении сотрудника к дисциплинарной ответственности, согласно общему порядку, также оформляется в форме приказа.
При этом законодателем определено, что в приказе о наложении на сотрудника взыскания в случае совершения им коррупционного правонарущения в качестве основания наложения взыскания указывается статья 50 (1) или 92 (1) Закона о службе.
Полковник в/с П. Давыдов, начальник отдела организации профилактики правонарушений Департамента государственной службы и кадров МВД России. Журнал Полиция России (январь 2019)