Нормативное правовое регулирование транспортной безопасности
Нормативное правовое регулирование транспортной безопасности
Правовую основу обеспечения безопасности составляют Конституция, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – 16-ФЗ), Указ Президента Российской Федерации «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте», Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.07.2010 №1285-р «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте».
В соответствии с 16 – ФЗ, под обеспечением транспортной безопасности понимается реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
В числе основных задач обеспечения транспортной безопасности названы: нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности; определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработка и реализация требований и мер по обеспечению транспортной безопасности.
Федеральный закон от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции» (далее – 3-ФЗ) призван стать тем актом, который послужит связующим звеном международных авиационных стандартов и сложившейся практики обеспечения безопасности на объектах воздушного транспорта РФ.
Согласно Правила охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, устанавливающим зоны ответственности ОВД и служб авиационной безопасности (САБ), организация безопасности аэропорта возлагается на его владельцев, а сотрудники ОВД обязаны обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок в аэропортах, на вокзалах и других объектах транспортной инфраструктуры гражданской авиации.
Полицейские обязаны участвовать в обеспечении авиационной безопасности в области гражданской авиации, охранять аэропорты и объекты их инфраструктуры, а также принимать неотложные меры по спасению граждан.
Необходимо повышение эффективности деятельности всех субъектов обеспечения безопасности на воздушном транспорте, в том числе ОВД, по предупреждению и пресечению актов вмешательства в деятельность воздушного.
Обеспечение безопасности и недопущение совершения преступных посягательств на воздушном транспорте становятся одними из приоритетных вопросов в деятельности государства.
Безопасность транспорта обеспечивается четкими мероприятиями и действиями на земле и в воздухе. Но эти мероприятия проводятся как конкретными правоохранительными органами, так и лицами, осуществляющими эксплуатацию аэропортов и объектов инфраструктуры.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что для эффективности обеспечения безопасности требуется четкое определение задач каждого субъекта авиационной безопасности, ответственности каждой организации за порученную часть деятельности, определения сфер и методов их взаимодействия. Необходимая и успешно функционирующая система безопасности в сфере гражданской авиации может быть создана только тогда, когда между субъектами будут устранены все трения и конфликты интересов, что в свою очередь потребует устранения пробелов в законодательстве и адекватных мер организационного характера.