ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ ОСПАРИВАНИИ РЕШЕНИЙ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОРГАНОВ О ПРИВЛЕЧЕНИИ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА ПО ДЕЛАМ
ОБ ОСПАРИВАНИИ РЕШЕНИЙ
АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОРГАНОВ О ПРИВЛЕЧЕНИИ
К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
На основании анализа действующего процессуального законодательства можно сделать вывод, что судебно-арбитражная модель производства по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности достаточно сильно отличается от аналогичной модели, закрепленной Кодексом Российской Федерации по делам об административных правонарушениях (КоАП РФ), применяемой судами общей юрисдикции.
Так, субъекты административной юрисдикции, уполномоченные выносить решения по делам об административных правонарушениях, признаются Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (АПК РФ) стороной в процессе и наделяются соответствующими правами. Четкое разделение функций обвинения, защиты и юстиции в рамках арбитражного процесса, а также равные права сторон преследования и защиты, свидетельствуют о реальной состязательной форме административно-юрисдикционного судопроизводства, осуществляемого арбитражными судами.
Так, помимо представителя органа, вынесшего обжалуемое решение, который в любом случае в соответствии с абзацем 5 статьи 40 АПК РФ будет именоваться «заинтересованным лицом», стороной в процессе являются юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, привлеченные к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также потерпевший, которые в зависимости о того, кем инициирована подача заявления об оспаривании решения административного органа, будет выступать в качестве заявителя либо заинтересованного лица.
В то же время в качестве сторон в процессе в судах общей юрисдикции выступают лицо, в отношении которого ведется производство по делу, с одной стороны, и с другой - потерпевший, то есть физическое или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Но не все административные правонарушения могут повлечь причинение подобного вреда, а поскольку должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, не входит в перечень участников производства по делу, то говорить о реализации в данном производстве принципа состязательности, а также соблюдения принципа беспристрастности правосудия не представляется возможным, что было неоднократно отмечено Европейским Судом по правам человека.
Интересным является подход к представительству юридического лица, отраженный в КоАП РФ, который предполагает возможность обжалования постановления административного органа законным представителем юридического лица, которым является его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица, а также защитником (для лица, привлекаемого к административной ответственности) или представителем (для потерпевшего), чье положение в соответствии с нормами АПК РФ можно рассматривать в рамках главы 6, регулирующей представительство в арбитражном суде.
Определение и разграничение законного представителя и защитника юридического лица необходимы при оценке надлежащего извещения административным органом лица при рассмотрении дела об административном правонарушении, поскольку пункт 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» предусматривает, что представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, в том числе руководитель его филиала или подразделения (в терминологии КоАП РФ - защитник), законным представителем не является, поэтому его извещение не может рассматриваться как извещение законного представителя. Однако в случае, если законным представителем выдана доверенность на участие в конкретном административном деле, то извещение может считаться надлежащим.