ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ ОСПАРИВАНИИ РЕШЕНИЙ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОРГАНОВ О ПРИВЛЕЧЕНИИ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА ПО ДЕЛАМ
ОБ ОСПАРИВАНИИ РЕШЕНИЙ
АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОРГАНОВ О ПРИВЛЕЧЕНИИ
К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

 

На основании анализа действующего процессу­ального законодательства можно сделать вывод, что судебно-арбитражная модель производства по делам об оспаривании решений административ­ных органов о привлечении к административной ответственности достаточно сильно отличается от аналогичной модели, закрепленной Кодексом Российской Федерации по делам об администра­тивных правонарушениях (КоАП РФ), применяемой судами общей юрисдикции.

Так, субъекты админи­стративной юрисдикции, уполномоченные выносить решения по делам об адми­нистративных правонару­шениях, признаются Арби­тражным процессуальным кодексом Российской Фе­дерации (АПК РФ) сторо­ной в процессе и наделя­ются соответствующими правами. Четкое разделе­ние функций обвинения, защиты и юстиции в рамках арбитражного процесса, а также равные права сторон преследования и защиты, свидетельствуют о реаль­ной состязательной форме административно-юрисдикционного судопроизвод­ства, осуществляемого ар­битражными судами.

Так, помимо предста­вителя органа, вынесше­го обжалуемое решение, который в любом случае в соответствии с абзацем 5 статьи 40 АПК РФ будет именоваться «заинтере­сованным лицом», сторо­ной в процессе являются юридическое лицо или ин­дивидуальный предпри­ниматель, привлеченные к административной от­ветственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также потерпевший, которые в зависимости о того, кем инициирована подача заявления об оспари­вании решения административного органа, будет выступать в качестве заяви­теля либо заинтересован­ного лица.

В то же время в каче­стве сторон в процессе в судах общей юрисдикции выступают лицо, в отноше­нии которого ведется про­изводство по делу, с одной стороны, и с другой - потер­певший, то есть физическое или юридическое лицо, ко­торым административным правонарушением причи­нен физический, имущественный или моральный вред. Но не все административные правонаруше­ния могут повлечь причи­нение подобного вреда, а поскольку должностное лицо, вынесшее обжалуе­мое постановление, не вхо­дит в перечень участников производства по делу, то го­ворить о реализации в дан­ном производстве принципа состязательности, а также соблюдения принци­па беспристрастности пра­восудия не представляется возможным, что было неоднократно отмечено Ев­ропейским Судом по пра­вам человека.

Интересным является подход к представительству юридического лица, отра­женный в КоАП РФ, который предполагает возможность обжалования постановле­ния административного ор­гана законным представи­телем юридического лица, которым является его ру­ководитель, а также иное лицо, признанное в соот­ветствии с законом или уч­редительными документа­ми органом юридического лица, а также защитником (для лица, привлекаемого к административной ответственности) или представи­телем (для потерпевшего), чье положение в соответ­ствии с нормами АПК РФ можно рассматривать в рамках главы 6, регулиру­ющей представительство в арбитражном суде.

Определение и разгра­ничение законного предста­вителя и защитника юриди­ческого лица необходимы при оценке надлежаще­го извещения администра­тивным органом лица при рассмотрении дела об административном правона­рушении, поскольку пункт 24 Постановления Плену­ма ВАС РФ от 2 июня 2004 г. № 10 «О некоторых вопро­сах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» предусматривает, что предста­витель юридического лица, действующий на основании доверенности, в том числе руководитель его филиала или подразделения (в тер­минологии КоАП РФ - за­щитник), законным представителем не является, поэтому его извещение не может рассматриваться как извещение законного представителя. Однако в случае, если законным представи­телем выдана доверенность на участие в конкретном административном деле, то извещение может счи­таться надлежащим.

 

 

  ГУ МВД России по Волгоградской области    Отдел МВД РФ по Котельниковскому району    Отдел МВД РФ по Среднеахтубинскому району
              Управление МВД России по г. Волгограду             Отдел МВД РФ по Котовскому району             Отдел МВД РФ по Серафимовичскому району
  Управление МВД России по г. Волжскому   Отдел МВД РФ по Палласовскому району   Отдел МВД РФ по Даниловскому району
  МО МВД РФ «Урюпинский»   Отдел МВД РФ по Суровикинскому району   Отдел МВД РФ по Киквидзенскому району
  МО МВД РФ «Камышинcкий»   Отдел МВД РФ по Быковскому району   Отдел МВД РФ по Кумылженскому району
  Отдел МВД РФ по городу Михайловке   Отдел МВД РФ по Городищенскому району   Отдел МВД РФ по Нехаевскому району
  МО МВД РФ «Фроловский»   Отдел МВД РФ по Дубовскому району     Отдел МВД РФ по Новониколаевскому району
  Отдел МВД РФ по Алексеевскому району    Отдел МВД РФ по Калачевскому району   Отдел МВД РФ по Октябрьскому району
  Отдел МВД РФ по Еланскому району   Отдел МВД РФ по Ленинскому району   Отдел МВД РФ по Ольховскому району
  Отдел МВД РФ по Жирновскому району   Отдел МВД РФ по Николаевскому району   Отдел МВД РФ по Руднянскому району
  Отдел МВД РФ по Иловлинскому району   Отдел МВД РФ по Новоаннинскому району   Отдел МВД РФ по Старополтавскому району
  Отдел МВД РФ по Клетскому району   Отдел МВД РФ по Светлоярскому району   Отдел МВД РФ по Чернышковскому району