Защита чести, достоинства и деловой репутации сотрудников подразделений системы МВД России

Защита чести, достоинства и деловой репутации сотрудников подразделений системы МВД России

 

По статистике, оскорбления и угрозы наносятся государственным служащим в России чуть ли ни  ежедневно. Участь эта не минует и тех, кто по роду своей деятельности наиболее часто сталкивается  с нуждами простых граждан – сотрудников полиции. Многочисленные нападки и публичные язвительные комментарии в их адрес, к сожалению, прижились и стали не только привычным явлением, подчас даже нормой. Беда в том, что многочисленные информационные ресурсы, словно сговорившись «популяризуют» негативное отношение к российской правоохранительной системе и госслужащим. Таким образом формируется подсознательное негативное общественное мнение. Между тем целеноправленные действия по подрыву авторитета и доверия могут квалифицироваться как дискредитация.

 

Кампания по дискредитации органов внутренних дел продолжается  уже не первый год. Ее всплеск, пришедшейся на время после распада Советского Союза, был обусловлен прежде всего активизацией криминальных кругов в период проведения рыночных реформ. Как представляется, для них эта форма борьбы была относительно простым средством противодействия предпринимаемым государством усилиям по привлечению к ответственности за совершаемые преступления. Сегодня очевидно: пора отказываться от привычки мириться с изливающимся с телеэкранов и из Интернета валом негатива о жизни и работе сотрудников органов внутренних дел.

Тема защиты чести, достоинства и деловой репутации сотрудников и подразделений системы МВД России является сегодня одним из наиболее важных направлений работы министерства. Ключевое звено всей правоохранительной системы охраны, которому принадлежит особая роль в обеспечении стабильного развития Российского государства, не может оставаться безучастным к необходимости укрепления авторитета сотрудников.

О внимании, которое уделяется вопросам защиты ведомства от дискредитации, свидетельствует, например, такой факт: термин «дискредитация» закреплен в ведомственных документах, которыми регламентируется деятельность по обеспечению собственной безопасности. Таким образом, обозначена роль подразделений собственной безопасности МВД России. Непосредственно этими вопросами занимается созданный в структуре ГУСБ МВД России отдел защиты  деловой репутации органгов внутренних дел и организации пропагандисткой работы. Установленный нормативными документами министерства алгоритм его работы строится на отслеживании или, как принято говорить, организации мониторинга размещаемых в прессе публикаций. Это позволяет выявлять несоответствующие действительности материалы порочащего характера в прессе и на различных сайтах сети Интернет. По фактам распространения недостоверной информации проводятся проверки, а на завершающем этапе принимаются такие меры защиты, как опровержение недостоверной информации и ее удаление, а также оказание содействия сотрудникам по защите их интересов в суде. На стадии становления работы отдела¸ конечно же приходилось решать многочисленные проблемы.  

В частности, возникал вопрос, как оценивать степень распространенности такого отрицательного социально-правового явления, как дискредитация, а также эффективность принимаемых мер борьбы с ним. Дело в том, что до недавнего времени официальной ведомственной статистики, которая бы позволяла оценить состояние борьбы с дискредитацией, не существовало. Это вызывало затруднения в принятии руководством министерства управленческих решений и выработке адекватных мер  реагирования. В связи с эти ГУСБ МВД России инициировано внесение изменений в форму статистической отчетности министерства.

Весьма примечательно, что руководство министерства подержало инициативу Главного управления собственной безопасности МВД России о проведении мероприятий по получению доказательств систематического распространения сюжетов о совершении сотрудниками полиции противоправных действий в телевизионных сериалах. Например, такие исследования проводятся в Москве Центром социокультурных экспертиз.

Касаясь форм дискредитации сотрудников органов внутренних дел, необходимо отметить те из них, которые представляют наибольшую общественную опасность. Это оскорбление представителя власти, заведомо ложный донос и клевета. Обращает на себя внимание, что наибольшее количество уголовных дел возбуждалось за совершение преступлений в отношении сотрудников, которые по роду своей деятельности наиболее часто вступают в непосредственный контакт с гражданами. Именно они в большинстве своем формируют образ полицейского в глазах населения. Это сотрудники ППСМ, вневедомственной охраны, подразделений Госавтоинспекции и участковые уполномоченные полиции.

Деятельность отдела как нельзя более красноречиво характеризуют цифры.

В первом полугодии 2014 года на информационных ресурсах выявлено свыше 340 материалов, связанных с распространением несоответствующих действительности и порочащих органы внутренних дел и их сотрудников сведений.       

Из числа выявленных, по материалам подразделений собственной безопасности, а также обращениям сотрудников полиции в подразделения Следственного комитета возбуждено 65 уголовных дел, в большинстве своем – по статье «оскорбление представителя власти», чуть меньше – по статьям «заведомо ложный донос» и «клевета».

Один из клеветнических «примеров» приведен на официальном сайте УМВД России по Вологодской области. Пресс служба подразделения разместила сообщение, озаглавленное «Жительница Вытегры осуждена за заведомо ложный донос в отношении сотрудников». В нем рассказывается  о том, что сотрудники регионального подразделения собственной безопасности сопровождали материал проверки по поступившему заявлению гражданки К. о неправомерном применении физической силы сотрудниками полиции в отношении нее и еще одного человека. В суде заявленные сведения не подтвердились, и гражданка К. признана виновной в заведомо ложном доносе. Между тем, как свидетельствуют данные проведенных ранее исследований, доля регистрируемых преступлений не превышает 30 % по такому составу, как публичное оскорбление представителя власти, а клевета и заведомо ложный донос¸ в форме которых наиболее часто осуществляется дискредитация сотрудников, регистрируются лишь в 17 и 15% случаев соответственно. Таким образом, справедливо говорить о том, что их фактическое количество намного превышает зафиксированные статистические показатели.

Поэтому немаловажным направлением деятельности отдела остается защита сотрудников от дискредитации в гражданско-правовом порядке.

Так, в первом полугодии текущего года в суды подано 70 исковых заявлений. 53 из них – в защиту чести, достоинства и деловой репутации сотрудников и 17 – в защиту деловой репутации подразделений. К настоящему времени судами удовлетворено 23 иска, то есть практически третья их часть. По другим заявлениям еще проводится работа.

Обращает на себя внимание то, что весомую долю исковых заявлений составляют обращения руководителей, и это обосновано, поскольку именно руководитель является лицом возглавляемого им подразделения. В силу этого он должен являть собой образец честной и безукоризненной службы по которому станут судить и о его подчиненных. Одним из примеров такого подхода может служить случай из практики пермского регионального подразделения собственной безопасности.

В сентябре минувшего года в полицию поступило обращение гражданина К., который обвинял одного из руководителей краевого подразделения внутренних дел в организации сети коммерческих предприятий. Информация аналогичного содержания появилась на различных форумах в сети Интернет.

Подполковник внутренней службы обратился в суд с иском о защите чести, достоинства и деловой репутации.

Весной текущего года Свердловский районный суд признал распространенные гражданином К., сведения не соответствующими действительности.

Существенная доля исков в защиту чести, достоинства и деловой репутации подавалась сотрудниками подразделений Госавтоинспекции.

Также достаточно высокую активность в этом вопросе проявляют сотрудники подразделений уголовного розыска, вневедомственной охраны и следствия.

Деятельность отдела не ограничивается вопросами судебной защиты от дискредитации. Не секрет, что распространение в сети Интернет недостоверной информации формирует негативное общественное мнение об органах внутренних дел и их сотрудниках в целом. Систематическое ежедневное отслеживание и анализ информации позволяют принимать оперативные меры по опровержению и удалению большинства негативных публикаций, выявлять источники их появления, блокировать действия лиц, распространяющих их. Для этого в минувшем году ГУСБ МВД России развернута работа по удалению из сети Интернет контента, дискредитирующего  органы внутренних дел, начата она в территориальных подразделениях органов внутренних дел.

В целом сегодня можно сказать, что развернутая работа повлекла повышение активности самих сотрудников в своей защите. Так согласно результатам проведенного опроса, 70% сотрудников, столкнувшись с дискредитацией, настроены на опровержение порочащих сведений в судебном порядке как при содействии правового подразделения и пресс-служб, так и самостоятельно.

Надо отдать должное возможностям подразделений специальных технических мероприятий при установлении злоумышленников, порочащих сотрудников полиции в сети Интернет. Анонимно или скрываясь под вымышленными именами, эти люди, бывает используют программы, которые позволяют замаскировать IP  адрес пользователя и анонимно перемещаться по любым сайтам. Хочу обратить внимание, что в связи с возрастающей актуальностью темы дискредитации сегодня рассматривается вопрос о совершенствовании федерального законодательства в области защиты нематериальных благ сотрудников органов внутренних дел, в том числе по решению проблемы установления владельцев сайтов или лиц, ответственных за размещение информации на сайтах, которые зарегистрированы и расположены на территории других государств вне юрисдикции правоохранительных органов Российской Федерации.    

 Полковник полиции А. Донченков, старший оперуполномоченный 4 отдела 1-го Управления

  ГУСБ МВД  России

 

 

  ГУ МВД России по Волгоградской области    Отдел МВД РФ по Котельниковскому району    Отдел МВД РФ по Среднеахтубинскому району
              Управление МВД России по г. Волгограду             Отдел МВД РФ по Котовскому району             Отдел МВД РФ по Серафимовичскому району
  Управление МВД России по г. Волжскому   Отдел МВД РФ по Палласовскому району   Отдел МВД РФ по Даниловскому району
  МО МВД РФ «Урюпинский»   Отдел МВД РФ по Суровикинскому району   Отдел МВД РФ по Киквидзенскому району
  МО МВД РФ «Камышинcкий»   Отдел МВД РФ по Быковскому району   Отдел МВД РФ по Кумылженскому району
  Отдел МВД РФ по городу Михайловке   Отдел МВД РФ по Городищенскому району   Отдел МВД РФ по Нехаевскому району
  МО МВД РФ «Фроловский»   Отдел МВД РФ по Дубовскому району     Отдел МВД РФ по Новониколаевскому району
  Отдел МВД РФ по Алексеевскому району    Отдел МВД РФ по Калачевскому району   Отдел МВД РФ по Октябрьскому району
  Отдел МВД РФ по Еланскому району   Отдел МВД РФ по Ленинскому району   Отдел МВД РФ по Ольховскому району
  Отдел МВД РФ по Жирновскому району   Отдел МВД РФ по Николаевскому району   Отдел МВД РФ по Руднянскому району
  Отдел МВД РФ по Иловлинскому району   Отдел МВД РФ по Новоаннинскому району   Отдел МВД РФ по Старополтавскому району
  Отдел МВД РФ по Клетскому району   Отдел МВД РФ по Светлоярскому району   Отдел МВД РФ по Чернышковскому району