Компенсацию добавят к пенсии

Ежемесячная денежная компенсация, выплачиваемая гражданину, уволенному со службы в полиции, при установлении инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы, получила новый порядок назначения и выплаты. Рассказать о нем редакция попросила начальника служебно-правового управления ДПД МВД России полковника внутренней службы Валентина Ткачева.

 

Предлагавшаяся ранее схема в связи с о значительным количеством условий для назначения компенсации (установление стойкой утраты трудоспособности, установление процента утраты трудоспособности¸ определение группы инвалидности) на практике оказалась неэффективной. Кроме того в процессе правоприменения выявлено неоднозначное толкование регулирующей его нормы права. Поэтому бывшие сотрудники были вынуждены обращаться в различные судебные инстанции, вплоть до Верховного Суда Российской Федерации.

Чтобы исправить ситуацию в соответствии с результатами мониторинга правоприменения, МВД России  совместно с другими федеральными органами исполнительной власти был разработан Федеральный закон от 12.02.2015 № 15-ФЗ « О внесении изменения в ст. 43 Федерального закона «О полиции» (далее –Закон № 15-ФЗ), вступивший в силу с 24.02.2015.

В отличие от ранее действовавшего механизма, предусматривающего назначение и выплату компенсации сотруднику исходя из размера утраченного им денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности. Законом № 15-ФЗ устанавливаются размеры выплаты компенсации исходя из параметров денежного довольствия с применением соответствующих коэффициентов в зависимости от установленной группы инвалидности (в отношении инвалида 1 группы – 1, в отношении инвалида 2 группы – 0.5, в отношении инвалида 3 группы – 0,3).

Понятие «траченное денежное довольствие», к сожалению не имеет однозначного толкования в правоприменительной практике. Статья 1086 ГК РФ определяет заработок, утраченный в результате повреждения здоровья, в процентах к среднемесячному до увечья либо до утраты трудоспособности, соответствующих степени утраты потерпевшим профессиональной трудоспособности, а при ее отсутствии – степени утраты общей.

Таким образом, применение этого подхода делает определение степени утраты профессиональной или общей трудоспособности лицом, претендующим на получение компенсации, одним из обязательных условий при ее назначении и выплате.

Еще одним отличием нового механизма является сокращение числа условий для назначения компенсации. Раньше среди них была необходимость установления стойкой утраты трудоспособности. Теперь она отсутствует, так как основным условием определения размера компенсации является установление сотруднику органа внутренних дел соответствующей группы инвалидности.

Также ранее еще одним из условий получения компенсации было назначение пенсии по инвалидности размер которой вычитался из размера утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения. Подобный порядок исключал возможность выплаты в случае если сотруднику была назначена пенсия за выслугу лет. Норма была признана не соответствующей Конституции.

Вместе с тем, граждане, имевшие право на компенсацию в соответствии с действовавшим нормативным правовым регулированием, могут иметь право и на получение пенсии за выслугу лет. При этом ст. 16 и 17 Закона «О пенсионном обеспе6чении лиц, проходивших военную службу, службу в ОВД. Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» (далее – Закон о пенсионном обеспечении) предусмотрено соответствующее увеличение размера пенсии за выслугу лет  и надбавка к ней инвалидам. С учетом данных увеличений и надбаки размер пенсии за выслугу лет может превышать размер пенсии по инвалидности.

При этом следует учитывать, что согласно части второй ст. 43 Закона о пенсионном обеспечении денежное довольствие для исчисления пенсии (должностной оклад, оклад по специальному званию и ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслуга лет) с 1 января 2012 года учитывается в размере 54 % и начиная с 1 января 2013 ежегодно увеличивается не менее чем на 2 % до достижения ста.. В связи с эти в соответствии с действующим механизмом исчисления компенсации ее величина начиная с 2013 года, ежегодно уменьшается.

Предлагаемые Законом № 15-ФЗ изменения позволят сотрудникам имеющим право на получение компенсации при наличии у них выслуги лет, дающей право на назначение пенсии, получать компенсацию независимо от выбранной пенсии, а также избежать влияния ее размера на размер компенсации. Важно упомянуть что новый порядок ее расчета не предусматривает применение понижающего коэффициента установленного частью 2 ст. 43 Закона о пенсионном обеспечении.

Кроме того, коэффициенты (районные за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки к денежному довольствию за службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями в том числе отдаленных в высокогорных районных пустынных и безводных местностях при исчислении компенсации также не учитывается.

Возможны случаи, когда размер ежемесячной денежной компенсации, рассчитанный в соответствии с новым порядком окажется меньше установленного ранее. Законом № 15-ФЗ предусматривается возможность сохранения размера компенсации сотрудникам, которым она была назначена до вступления его в юридическую силу, в случае если указанный размер окажется больше.

Коэффициенты, предусмотренные новой редакцией ч. 6 ст. 43 Закона «О полиции», рассчитаны в пределах средств, предусмотренных в бюджете МВД России на выплату компенсации с учетом количества имеющих на нее право сотрудников.

Как уже было отмечено новый механизм расчета предполагает исчисление компенсации исходя из размеров оклада месячного денежного содержания и ежемесячной надбавки к нему за стаж службы (выслугу лет) принимаемых для исчисления пенсий с применением соответствующих коэффициентов ( в отношении инвалида 1 группы – 1, в отношении инвалида 2 группы – 0,5, в в отношении инвалида 3 группы – 0,3)

Вместе с тем Закон № 15-ФЗ является законодательным актом прямого действия, и для производства перерасчета компенсации в настоящее время имеются все правовые основания. Таким образом ее назначение и перерасчет следует производить с момента вступления Закона в силу.

Кроме того, реализация его положений требует внесение изменений в приказ МВД России от 18.06.2012 № 590 «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам ОВД или их близким родственникам», которые в оперативном порядке готовятся совместными усилиями специалистов ФЭД и ДПД МВД России.

Проектом приказа предусматривается исключение из Инструкции излишних условий и документов, необходимых для установления ежемесячной денежной компенсации.

Учитывая, что новый механизм ее назначения и выплаты не предусматривает установление стойкой утраты трудоспособности внесение каких-либо изменений в постановление Правительства РФ от 31.01.2013 № 70 «О порядке определения стойкой утраты трудоспособности сотрудника ОВД РФ»  не планируется.

В целях недопущения двойной выплаты компенсации лицам, которым она назначена на основании решения суда ее перерасчет должен осуществляется на общих основаниях в случае отказа взыскателя от взыскания с соблюдением правил, установленных статьей 43  Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а также ст. 439 и 440 ГК РФ.

 

Газета «Шит и меч» № 12  от  02.04.2015

  ГУ МВД России по Волгоградской области    Отдел МВД РФ по Котельниковскому району    Отдел МВД РФ по Среднеахтубинскому району
              Управление МВД России по г. Волгограду             Отдел МВД РФ по Котовскому району             Отдел МВД РФ по Серафимовичскому району
  Управление МВД России по г. Волжскому   Отдел МВД РФ по Палласовскому району   Отдел МВД РФ по Даниловскому району
  МО МВД РФ «Урюпинский»   Отдел МВД РФ по Суровикинскому району   Отдел МВД РФ по Киквидзенскому району
  МО МВД РФ «Камышинcкий»   Отдел МВД РФ по Быковскому району   Отдел МВД РФ по Кумылженскому району
  Отдел МВД РФ по городу Михайловке   Отдел МВД РФ по Городищенскому району   Отдел МВД РФ по Нехаевскому району
  МО МВД РФ «Фроловский»   Отдел МВД РФ по Дубовскому району     Отдел МВД РФ по Новониколаевскому району
  Отдел МВД РФ по Алексеевскому району    Отдел МВД РФ по Калачевскому району   Отдел МВД РФ по Октябрьскому району
  Отдел МВД РФ по Еланскому району   Отдел МВД РФ по Ленинскому району   Отдел МВД РФ по Ольховскому району
  Отдел МВД РФ по Жирновскому району   Отдел МВД РФ по Николаевскому району   Отдел МВД РФ по Руднянскому району
  Отдел МВД РФ по Иловлинскому району   Отдел МВД РФ по Новоаннинскому району   Отдел МВД РФ по Старополтавскому району
  Отдел МВД РФ по Клетскому району   Отдел МВД РФ по Светлоярскому району   Отдел МВД РФ по Чернышковскому району