Правовое регулирование закупок для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства
Правовое регулирование в современной научной литературе трактуется как взятая в единстве система правовых средств, при помощи которой обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения. Следует отметить, что это положение касается как сферы закупок в целом, так и закупок для нужд обороны страны и безопасности государства в частности, поскольку во все времена закупки на эти цели являлись и особенно сейчас являются главным фактором сохранения территориальной целостности нашей страны.
Контроль за реализацией государственного оборонного заказа (ГОЗ)
Обсуждение вопроса о правовом регулировании закупок товаров, работ, услуг (далее-ТРУ) для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства вызвано необходимостью повышения эффективности функционирования оборонно-промыщленного комплекса (далее ОПК).
Как отмечено в Послании Президента РФ В.В. Путина 4 декабря 2014 г. Федеральному Собранию РФ (Далее-Послание), по некоторым позициям цены на ГОЗ увеличиваются в 2-3 и более раз, а есть случаи, когда цена увеличилась от начала работы в 11 раз. Поэтому Президентом РФ В.В. Путиным поставлена задача Минобороны, Росфинмониторингу, другим заинтересованным структурам разработать систему жесткого, действенного контроля за использованием средств ГОЗ.
В этой связи нельзя не отметить ряд писем Минэкономразвития России, в частности от 31.03.2015 № 7751, которое связанос показателями уточненного прогноза социально-экономического развития РФ на 2015 г. используемыми при формировании цен на продукцию поставляемую по ГОЗ.
Минэкономразвития России также обращает внимание на то, что в целях реализации части 1.1. ст. 95 Федерального от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупоктоваров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2015 № 198 утверждены Правила изменения по соглашению сторон срока исполнения контракта и цены контракта предусмотренных контрактами, срок исполнения которых завершается в 2015 году.
В этой связи контракты в сфере ГОЗ, соответвующие условиям Правил и срок исполнения которых завершается в 2015 году на основании заявления поставщика могут быть пересмотрены в том числе в части увеличения цены и срока исполнения контракта.
В целях совершенствования государственного управления и контроля в сфере ГОЗ Президентом РФ В.В. Путиным 08.09.2014 был подписан Указ № 613, в соответствии с которым упразднено Федеральное агенство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств.
Функции Рособоронпоставки в области размещения заказов заключения оплаты контроля и учета выполнения государственных контрактов по государственному оборонному заказу по всей номенклатуре вооружения, военной, специальной техники и материальных средств переданы федеральным органам исполнительной власти.
Необходимо также отметить, что соответствующие положения о каждом из этих органов Указом Президента РФ от 20.01. 2015 № 26 в части касающейся полномочий дополнены подпунктами следующего содержания "осуществляет закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг.
Кроме того Федеральным законом от 01.12.2014 № 416-ФЗ определено, что осуществление закупок ТРУ в целях обеспечения деятельности ряда из вышеперечисленных органов, в частности органов внешней разведки РФ средствами разведывательной деятельности, а органов федеральной службы безопасности средствами контраразведывательной деятельности и борьбы с терроризмом являются случаями в которых закупка может осуществлятся у единственного поставщика.
В.П. Гринев Профессор Академии военных наук, член Ассоциации юристов России. (журнал Экономический вестник правоохранительных органов № 8 2015)