Профилактика конфликтов и способы разрешения конфликтных ситуаций в служебном коллективе

Успешность в решении профессиональных задач во многом определяется состоянием межличностного взаимодействия , которое отражает свойство групп определяемое межличностными отношениями, создающими стойкие групповые настроения и мысли выражает характер и уровень взаимоотношений между людьми по горизонтали и вертикали.

Выделюятся объективнгые  и субъективные показатели межличностного взаимодействия:

объективные (непсихологические) эффективность деятельности , состояние дисциплины, характер движения кадров;

субъективный (психологические) показатели определяются особенностями восприятия и понимания членов коллектива различных сторон жизни и деятельности подразделения, степенью удовлетворенности  - неудовлетворенности положением дел  в данном учреждении а также поведением или деятельностью большинства членов коллектива.

В коллективах с хорошими межличностными взаимодействиями - доброжелательными отношениями обстановкой взаимного доверия и оказания помощи друг другу - мягче разрешаются  конфликтные ситуации рациональнее используется рабочее время , исключаются нарушения трудовой дисциплины. В таких коллективах преобладает и стабильная кадровая политика.

Обратные тенденции наблюдаются в коллективах с неблпгоприятным межличностным взаимодействием  - обстановкой отторжения отдельных работников низкой сплоченностью и слабой совместимостью его членов. Часто реальное управление находится у неформального лидера с отрицательной направленностью. В подразделении имеются несколько микрогрупп, члены которых находятся в конфликтных отношениях.

Общие психологические факторы, влияющие на межличностные взаимодействия;

1. Качественный подбор личного состава для несения службы (повышенная психологическая устойчивость умение адекватно оценивать обстановку, проявлять гибкость).

2. Психологическая совместимость.

3. Групповая сплоченность чрезвычайно важный параметр интеграции группы, ее сплочение в единое целое (проявление заботы по формированию чувства взаимной помощи и выручки при решении служебных задач, оказание помощи молодым сотрудникам).

4. Взаимооотношения сотрудников (развитие деловых взаимоотношений, элементов профессиональной этики, культуры общения).

5. Деловой настрой на работу в экстремальных условиях  проведение инструкций, доведение задач)

6. Стиль руководства ( пример руководителя)

7. Личные качества руководителя.

8. Объективная оценка деятельности подчиненных.

9. Психологическая защишенность сотрудников.

10. Оптимизация режима работы.

11. Равномерность распределения нагрузок на всех членов коллектива.

Взаимодействие представляет собой систематическое устойчивое выполнение действий, которые направлены на то, чтобы вызвать ответную реакцию партнера, причем вызванная реакция в свою очередь порождает реакцию воздействующего.

В структуру взаимодействия входят:

1. Субъекты взаимодействия

2. Взаимная связь

3. Взаимное воздействие

4. Взаимное воздействие друг на друга.

5. Взаимные изменения субъектов общения.  

Взаимодействие складывается из действий. Каждое действие определяют действующий субъект ; объект действия или субъект на который направлено воздействие, средства или орудия действия, метод действия или способ или способ использования средств воздействия, реакция индивида, на которого воздействуют или результат действия.

Взаимодействие - это процесс который складывается из физического контакта, совместного перемещения в пространстве,совместного группового или массового действия духовного вербального контракта, невербального информационного контракта.

Взаимодействие как процесс характеризуют совокупная кооперативная деятельность  информационная связь взаимовлияние взаимоотношения взаимопонимание. Взаимодействия бывают разных типов: межличностные, личностно-групповые личностностно-массовые, межгрупповые массово-групповые планетарные или глобально-массовые.

Для взаимодействия социальных субъектов характерны следующие особенности:

1. равенство психологических позиций социальных субъектов независимо от социального статуса.

2. равное признание активной коммуникативной роли друг друга.

3. психологическая поддержка друг друга.   

 

Полковник полиции А. Караваев, профессор кафедры криминологии психологии и педагогики Омской академии МВД России, кандидат педагогических наук , доцент.

Журнал "Профессионал" № 5 -2015

  ГУ МВД России по Волгоградской области    Отдел МВД РФ по Котельниковскому району    Отдел МВД РФ по Среднеахтубинскому району
              Управление МВД России по г. Волгограду             Отдел МВД РФ по Котовскому району             Отдел МВД РФ по Серафимовичскому району
  Управление МВД России по г. Волжскому   Отдел МВД РФ по Палласовскому району   Отдел МВД РФ по Даниловскому району
  МО МВД РФ «Урюпинский»   Отдел МВД РФ по Суровикинскому району   Отдел МВД РФ по Киквидзенскому району
  МО МВД РФ «Камышинcкий»   Отдел МВД РФ по Быковскому району   Отдел МВД РФ по Кумылженскому району
  Отдел МВД РФ по городу Михайловке   Отдел МВД РФ по Городищенскому району   Отдел МВД РФ по Нехаевскому району
  МО МВД РФ «Фроловский»   Отдел МВД РФ по Дубовскому району     Отдел МВД РФ по Новониколаевскому району
  Отдел МВД РФ по Алексеевскому району    Отдел МВД РФ по Калачевскому району   Отдел МВД РФ по Октябрьскому району
  Отдел МВД РФ по Еланскому району   Отдел МВД РФ по Ленинскому району   Отдел МВД РФ по Ольховскому району
  Отдел МВД РФ по Жирновскому району   Отдел МВД РФ по Николаевскому району   Отдел МВД РФ по Руднянскому району
  Отдел МВД РФ по Иловлинскому району   Отдел МВД РФ по Новоаннинскому району   Отдел МВД РФ по Старополтавскому району
  Отдел МВД РФ по Клетскому району   Отдел МВД РФ по Светлоярскому району   Отдел МВД РФ по Чернышковскому району