Способы разрешения конфликтных ситуаций
Профилактика конфликтов и способы разрешения конфликтных
ситуаций с служебном коллективе
Успешность в решении профессиональных задач во многом определяется состоянием межличностного взаимодействия, которое отражает свойство групп, определяемое межличностными отношениями, создающими стойкие групповые настроения и мысли, выражает характер и уровень взаимоотношений между людьми по горизонтали и вертикали.
Специальная профилактика негативных по содержанию конфликтов в качестве основных мер предусматривает:
- обращение постоянного внимания на «узкие места», явления и факты, по поводу которых возможно накопление разногласий между работниками или их отдельными группами;
- обучение искусству общения руководителей с подчиненными, подчиненными между собой и с гражданами (в процессе служебных и неслужебных контактов, в устной речи и деловой переписке).
- выявление фактов профессиональной деформации работников (злоупотребление властными полномочиями, «обвинительный уклон», неустойчивость по отношению к отрицательному влиянию антиобщественных элементов);
- недопущение концентрации в отдельных подразделениях должностных лиц, переведенных из других служб в связи с их отрицательной характеристикой по прежнему месту работы;
- своевременная диагностика характерологических особенностей «конфликтных» личностей в коллективе (неуживчивых, грубых, нетерпимых, мстительных, склонных к резкому одергиванию других людей, негативизму) и принятие соответствующих воспитательных мер к этим лицам;
- регулирование взаимоотношений работников, между которыми возможно возникновение конфликтов на деловой или личной почве.
Возникшие и развивающие конфликты требуют своего разрешения, при этом психологически эффективны следующие правила:
1. Упреждение развития и накопления различий в оценках, взглядах, целях членов коллектива
2. Достижение взаимопонимания.
3. Перевод конфликта с эмоционального на интеллектуальный уровень его развития.
4. Преобразование мотивов борьбы в мотивы поиска согласия.
5. Конкретные способы разрешения конфликтов.
5.1. Разрешение конфликта с учетом сущности и содержания противоборства.
5.2. Разрешение конфликта с учетом его целей.
5.3. Разрешение конфликта с учетом его функциональных сторон.
5.4. Разрешение конфликта с учетом особенностей его участников.
5.5. Разрешение конфликта с учетом его динамической стороны
5.6. Разрешение конфликта с учетом его вероятностных исходов.
Рекомендации руководителю ОВД по разрешению конфликта:
- не кричи, кричащего плохо слышно;
- без нужды не критикуй;
- без надобности в дела подчиненных не вмешивайся;
- руководитель не обижается, он анализирует;
- убеждая, не пользуйся властью, пока не исчерпал все средства;
- умей признавать свою неправоту;
- будь самокритичен;
- не делай замечание подчиненному в присутствии посторонних;
- объектом критики должна быть работа, а не человек;
- критика не должна подавлять достоинств человека;
- плохой руководитель копит недостатки для критики;
- о достоинствах подчиненного должен знать коллектив;
- не бойся талантливых подчиненных;
- умей слушать других;
- будь внимателен к другому мнению;
- опоздание, срыв мероприятия вредят твоему авторитету;
- будь бдительным к хвалящим тебя, ищи мотивы их действий;
- не используй без проверки отрицательные характеристики подчиненного;
- требуя выполнения определенных правил, проверь выполняешь ли их сам;
- не забывай, что у подчиненных есть семьи.