Пощаговая инструкция ответственного за пожарную безопасность в системе МВД России
Совершенно очевидно, что вопросы пожарной безопасности для современного общества весьма актуальны. Особенно остро, как правило, после очередного резонансного происшествия, вопрос обеспечения пожарной безопасности стоит перед должностными лицами, на которых оно возложено гласно или негласно, напоминая о суровой мере ответственности, вплоть до уголовной. Вполне естественно, что очень многие в связи с эти предпринимают попытки сделать в противопожарном направлении все от них зависящее, хотя бы в пределах своей компетенции.
В системе МВД России это руководители различных подразделений, как на уровне центрального аппарата, так и на уровне субъектов РФ, ведь именно на них в первую очередь возложена обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности. Также к их компетенции законодателем отнесены такие общие, но важные вопросы, как разработка и осуществление мер пожарной безопасности, проведение противопожарной пропаганды и обучения.
Начать наши разъяснения мы попытаемся от простого к сложному: ответственные за помещение - ответственные за подразделение или организацию, сразу оговорившись, что речь будет идти в основном с ориентиром на класс функциональной пожарной опасности, представленный административными зданиями. Именно административные здания являются самым распространенным классом функциональной пожарной опасности в системе МВД России. Ежегодно по всей России в различных общественных зданиях регистрируются от четырех до пяти тысяч пожаров. Это достаточно внушительная цифра.
Действующее законодательство, регулирующее противопожарный режим, не содержит конкретной правовой нормы, требующей назначения в абсолютно каждом помещении ответственного за пожарную безопасность. Главная причина, по которой это необходимо сделать разумеется оформив соответствующим приказом по подразделению или организации - это локальный контроль на рабочих местах и повышение степени восприятия персональной ответственности за общую безопасность. Чем строже подход к безопасности на рабочих местах и в служебных кабинетах, тем легче будет реализовывать общие"противопожарные" вопросы ответственному по подразделению. Назначение ответственным за пожарную безопасность в кабинете - это как раз тот самый случай, когда вопрос дополнительной "общественной" нагрузки, совмещенной с основной функцией работника или служащего не актуален в силу того, что пожарная безопасность на местах является неотъемлемой частью культуры безопасности и охраны труда. При этом текущие или каждодневные задачи ответственного за пожарную безопасность в кабинете сведены к минимуму. Это такие общие вопросы, как поддержание в границах служебного кабинета установленного в подразделении противопожарного режима, то есть контроль за соблюдением инструкции по обеспечению мер пожарной безопасности, контроль за состоянием силовой и осветительной сети, закрытие оконных блоков, осмотр и закрытие служебного помещения по завершении рабочего дня, контроль за состоянием осветительной сети, а также постоянный контроль за обесточиванием электроприборов, которые могут и должны находится в круглосуточном рабочем режиме. ЭВМ, принтер, электрочайник, обогреватель, электровентилятор или кондиционер , зарядные устройства мобильных телефонов все это на совести ответственного за пожарную безопасность.
Весь алгоритм самоконтроля сводится к следующему:
1. Незамедлительный внимательный осмотр электророзеток в кабинете на предмет оценки их технического состояния, выявление поврежденных, обесточенных или загроможденных мебелью.
2. Необходимость равномерного распределения нагрузки на электрическую сеть, а также проверка правильности подключения крупногабаритной офисной техники.
3. Осмотр всех открыто проложенных электрических кабелей и проводов. Их изоляция не должна быть повреждена или нарушена.
4. Наведение порядка в соединительных кабелях мониторов, принтеров и блоков ЭВМ.
Научно-практический альманах МВД России "Профессионал" " № 6 2018