Об открытости полиции

Как должен вести себя сотрудник полиции, находящийся  при исполнении служебных обязанностей с представителями СМИ? В каких случаях можно разрешать использовать свои изображения, производить съемку, давать комментарии, основываясь исключительно на федеральных законах и иных открытых источниках? (и. Владимиров, Москва)

 

Сотрудники органов внутренних дел (полиции) в своей повседневной оперативно-служебной деятельности сталкиваются с ситуациями, когда представители СМИ, граждане начинают осуществлять фото, видеосъемку сотрудников органов внутренних дел (полиции) как публичных государственных служащих. Данное обстоятельство обусловлено положениями Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ "О полиции", предусматривающего право граждан Российской Федерации осуществлять общественный контроль за деятельностью полиции(часть 1 ст. 50), а также открытость деятельности полиции для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-розыскной деятельности, о защите государственной тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций. Граждане  имеют право в порядке, установленном законодательством РФ, получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также непосредственно затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен ФЗ "О полиции" (части 1 и 2 ст. 8)

Например, согласно пункту 4 статьи 5 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 "О государственной тайне"государственную  составляют следующие сведения: о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности и деятельности по обеспечению безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты, о лицах, сотрудничающих или сотрудничающих на конфеденциальной основе с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, об организации, о силах, средствах, и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, о методах и средствах защиты секретной информации; об организации  и о фактическом состоянии защиты государственной тайны.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" подлежат защите сведения об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Названными нормативными правовыми актами определен перечень оснований, при наличии которых деятельность полиции может быть связана с ограничением информации о ее осуществлении.

При решении вопроса о возможности и порядке проведения фото, видеосъемки сотрудников полиции, находящихся при исполнении служебных обязанностях, в каждом конкретном случае следует исходить из необходимости соблюдения конституционных прав каждого гражданина. С одной стороны, на свободный поиск получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом (часть 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации), а с другой стороны - на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени ( ст. 23 Конституции РФ), на охрану своего изображения (ст. 1521 Гражданского кодекса РФ), а также из необходимости защиты сведений об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (ст. 12 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности").

Условия получения и использования изображения гражданина (в том числе и должностных лиц МВД России) определены статьей 1521 Гражданского кодекса РФ. При этом указанная правовая норма не содержит запрета на получение такого изображения, но ограничивает его обнародование и дальнейшее использование, которые допускаются только с согласия этого гражданина, либо в случаях, перечисленных в законе, в частности когда использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах ( п. 1 п. 1) когда изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях.

В соответствии с п. 2 части 4 ст. 5 Федерального закона "О полиции" в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, сотрудник полиции обязан разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникшие в связи с эти права и обязанности гражданина. При этом действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан (часть 2 статьи 9 ФЗ "О полиции"   

Журнал "Полиция России" декабрь 2018 

  ГУ МВД России по Волгоградской области    Отдел МВД РФ по Котельниковскому району    Отдел МВД РФ по Среднеахтубинскому району
              Управление МВД России по г. Волгограду             Отдел МВД РФ по Котовскому району             Отдел МВД РФ по Серафимовичскому району
  Управление МВД России по г. Волжскому   Отдел МВД РФ по Палласовскому району   Отдел МВД РФ по Даниловскому району
  МО МВД РФ «Урюпинский»   Отдел МВД РФ по Суровикинскому району   Отдел МВД РФ по Киквидзенскому району
  МО МВД РФ «Камышинcкий»   Отдел МВД РФ по Быковскому району   Отдел МВД РФ по Кумылженскому району
  Отдел МВД РФ по городу Михайловке   Отдел МВД РФ по Городищенскому району   Отдел МВД РФ по Нехаевскому району
  МО МВД РФ «Фроловский»   Отдел МВД РФ по Дубовскому району     Отдел МВД РФ по Новониколаевскому району
  Отдел МВД РФ по Алексеевскому району    Отдел МВД РФ по Калачевскому району   Отдел МВД РФ по Октябрьскому району
  Отдел МВД РФ по Еланскому району   Отдел МВД РФ по Ленинскому району   Отдел МВД РФ по Ольховскому району
  Отдел МВД РФ по Жирновскому району   Отдел МВД РФ по Николаевскому району   Отдел МВД РФ по Руднянскому району
  Отдел МВД РФ по Иловлинскому району   Отдел МВД РФ по Новоаннинскому району   Отдел МВД РФ по Старополтавскому району
  Отдел МВД РФ по Клетскому району   Отдел МВД РФ по Светлоярскому району   Отдел МВД РФ по Чернышковскому району