Об открытости полиции
Как должен вести себя сотрудник полиции, находящийся при исполнении служебных обязанностей с представителями СМИ? В каких случаях можно разрешать использовать свои изображения, производить съемку, давать комментарии, основываясь исключительно на федеральных законах и иных открытых источниках? (и. Владимиров, Москва)
Сотрудники органов внутренних дел (полиции) в своей повседневной оперативно-служебной деятельности сталкиваются с ситуациями, когда представители СМИ, граждане начинают осуществлять фото, видеосъемку сотрудников органов внутренних дел (полиции) как публичных государственных служащих. Данное обстоятельство обусловлено положениями Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ "О полиции", предусматривающего право граждан Российской Федерации осуществлять общественный контроль за деятельностью полиции(часть 1 ст. 50), а также открытость деятельности полиции для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-розыскной деятельности, о защите государственной тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций. Граждане имеют право в порядке, установленном законодательством РФ, получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также непосредственно затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен ФЗ "О полиции" (части 1 и 2 ст. 8)
Например, согласно пункту 4 статьи 5 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 "О государственной тайне"государственную составляют следующие сведения: о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности и деятельности по обеспечению безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты, о лицах, сотрудничающих или сотрудничающих на конфеденциальной основе с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, об организации, о силах, средствах, и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, о методах и средствах защиты секретной информации; об организации и о фактическом состоянии защиты государственной тайны.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" подлежат защите сведения об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Названными нормативными правовыми актами определен перечень оснований, при наличии которых деятельность полиции может быть связана с ограничением информации о ее осуществлении.
При решении вопроса о возможности и порядке проведения фото, видеосъемки сотрудников полиции, находящихся при исполнении служебных обязанностях, в каждом конкретном случае следует исходить из необходимости соблюдения конституционных прав каждого гражданина. С одной стороны, на свободный поиск получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом (часть 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации), а с другой стороны - на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени ( ст. 23 Конституции РФ), на охрану своего изображения (ст. 1521 Гражданского кодекса РФ), а также из необходимости защиты сведений об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (ст. 12 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности").
Условия получения и использования изображения гражданина (в том числе и должностных лиц МВД России) определены статьей 1521 Гражданского кодекса РФ. При этом указанная правовая норма не содержит запрета на получение такого изображения, но ограничивает его обнародование и дальнейшее использование, которые допускаются только с согласия этого гражданина, либо в случаях, перечисленных в законе, в частности когда использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах ( п. 1 п. 1) когда изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях.
В соответствии с п. 2 части 4 ст. 5 Федерального закона "О полиции" в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, сотрудник полиции обязан разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникшие в связи с эти права и обязанности гражданина. При этом действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан (часть 2 статьи 9 ФЗ "О полиции"
Журнал "Полиция России" декабрь 2018