Об обеспечении исполнения государственных контрактов, заключаемых в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Об обеспечении исполнения государственных контрактов, заключаемых в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
В 29 пункте Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 года (далее– Обзор), рассмотрены правовые позиции по разрешению спорных ситуаций, возникающих при исполнении контрактов, которые стали широко применяться судами. Большее количество вопросов предоставления обеспечения исполнения контракта не имеют должной нормативной регламентации, что порождает неоднозначную судебную практику.
Законодателем установлена альтернативная норма, предоставляющая участникам закупок право самостоятельно выбирать наиболее удобный для них способ обеспечения исполнения контракта – банковская гарантия, выданная банком, или внесение денежных средств на указанный заказчиком счет. Безусловно, внесение денежных средств на счет заказчика является наиболее удобной формой обеспечения исполнения контракта для заказчика, поскольку в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств по контракту заказчику гарантировано применение мер ответственности к контрагенту, так как денежные средства уже находятся на его счете и предоставляется возможность их удержать.
При удержании денежных средств на счете заказчика возникает риск направления контрагентом иска о взыскании неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами. Чтобы предотвратить вынесения судом решения об удовлетворении такого иска необходимо грамотно вести претензионную работу, в документации о закупке и самом контракте предусматривать право заказчика на удержание обеспечения исполнения контракта за невыполнение поставщиком условий контракта, осуществлять процедуру одностороннего расторжения контракта, а также внесения контрагента в реестр недобросовестных поставщиков. Именно все эти обстоятельства увеличат шансы государственного заказчика на разрешение в его пользу спора о взыскании обеспечения исполнения контракта.