О профилактике взяточничества в полиции

А.А. Фролов, заместитель начальника отдела СБ-3 – начальник 1-го отделения Управления «Ц» ГУСБ МВД России, подполковник полиции, канд. юрид. наук.   

 

Взяточничество в современных условиях характеризуется интеграцией в деятельность практически всех государственных органов. К сожалению, органы внутренних дел не стали исключением.  

 

Крайняя озабоченность распространением названного негативного явления именно в полиции, несомненно обусловлена важнейшими для общества и государства функциями на нее возложенными.  Характер деятельности сотрудника полиции предполагает интенсивное общение с представителями криминалитета, значение схем совершения преступлений в различных сферах, доступ к оперативной информации что объясняет опасность для общества коррумпированного сотрудника. Данное обстоятельство должно учитываться в повседневной профессиональной деятельности сотрудников полиции и разъясняться руководителем личному составу.

Приказом МВД России от 02.01.2013 № 1 была утверждена Концепция обеспечения собственной безопасности в системе МВД РФ, призванная обеспечить законность, соблюдение служебной дисциплины, выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению сотрудниками полиции преступлений и правонарушений.

Данный документ был направлен во все ведомственные подразделения где положения Концепции начали сразу реализовываться;

- внедрялся институт личного поручительства, в  т. ч. При назначении сотрудников на руководящие должности;

- вводилась процедура согласования с подразделениями собственной безопасности назначений новых сотрудников, принимаемых на службу в полицию.

- для исследования психофизиологического состояния должностных лиц кадровые подразделения начали применять полиграф.

Следует иметь ввиду, что коррупционное поражение вновь пришедших на службу в полицию лиц – результат длительного многоступенчатого процесса криминального влияния со стороны более опытных сотрудников: от терпимости к незначительным отступлениям от закона со стороны других полицейских до лоббирования одних предпринимателей и устранения конкуренции других, а также активного вымогательства взяток.

С  целью предотвращения подобного рода проявлений целесообразно ввести обязательный вводный курс для лиц, впервые поступивших на службу в образовательные учреждения системы МВД России, с разъяснением основных обязанностей, ограничений требований к служебному поведению. Полезно и привлечение к сотрудничеству ветеранов МВД России.

Лекции, занятия, регулярно проводимые в образовательных учреждениях системы МВД в рамках служебной подготовки, должны содержать разъяснения норм уголовного законодательства, предусматривающих ответственность сотрудников полиции за совершение коррупционных правонарушений.

 

Нормативно-правовая база

 

В соответствии с федеральными законами от 25.12.2008 № 273–ФЗ «О противодействии коррупции» и от 27.08.2004 № 79–ФЗ «О государственной гражданской службе» следует разграничивать понятие взятки и подарка. Данные законы категорически запрещают получать сотрудникам в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждение от физических и юридических лиц в виде подарков денежных выплат и средств, оплаты развлечений, отдыха, транспортных расходов  в счет оплаты ремонта.

Подарки, полученные служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и другими официальными мероприятиями , признаются федеральной собственностью, собственностью субъекта РФ либо муниципальной собственностью, в связи с чем должны передаваться по акту в тот орган в котором указанное лицо служит.

Ст. 575 Гражданского кодекса РФ не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 3 т. рублей.

Ограничения и запреты, предписываемые указанными нормативными актами, в полной мере учитывают специфику деятельности сотрудников полиции и как следствие могут и должны быть правовой основой для организации профилактики взяточничества среди личного состава.

В настоящее время непременным условием при котором должна осуществляться профилактика взяточничества среди личного состава.

В настоящее время непременным условием при котором должна осуществляться профилактика взяточничества в системе МВД России, является устранение конфликта интересов. Полицейский в своей служебной деятельности при принятии решений должен руководствоваться интересами государства и соблюдением прав граждан, а не личным обогащением.

Сказанное как представляется в целом должно способствовать активизации антикоррупционных настроений среди сотрудников ОВД. Вместе с тем следует обратить внимание и на наличие целого ряда постоянно действующих и переменных факторов способствующих распространению взяточничества которые различны в тех или иных подразделениях а также субъектах Российской Федерации. В разных  регионах наблюдается разная степень терпимости общества к даче и получению взяток.  Поэтому фиксацию и  анализ специфических для той или иной территории коррупционных проявлений.        

 Экономический вестник правоохранительных органов  № 2 2016

«Антикоррупционный стандарт поведения сотрудника органа внутренних дел как эффективное средство противодействия коррупции в оперативно-служебной деятельности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Система противодействия коррупции среди сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации предусматривает как совершенствование организационного построения ОВД и законодательного регулирования порядка прохождения службы, так и комплекс мер профессионально-этического характера.

Введение антикоррупционных стандартов, то есть установление единой системы запретов, ограничений, обязанностей и дозволений, направленных на предупреждение коррупции, определено в качество одного из главных условий противодействия коррупции в системе государственной службы Российской Федерации.

 

  1.      Понятие коррупции и правовое регулирование противодействия коррупции. 

Проблема коррупции приобрела особую актуальность в  последнее десятилетие, чем серьезно осложнила поступательное развитие Российской Федерации в экономической, политической и социальной сферах.  Решение этой проблемы лежит в плоскости преобразований системы управления государственного аппарата, формирования системы власти различных уровней, повышения уровня благосостояния населения, формирования правосознания и других мер системного характера.

Коррупция как явление представляет собой специфический социальный конфликт, он неизбежно возникает между объективно развивающимися экономическими отношениями и регулирующими их нормами права.

Это связано с тем, что развитие экономики вынуждает субъекты экономических отношений выходить и функционировать за пределами правовых границ, допускающих их существование в рамках правового поля. 

Растущие потребности общества объективно обуславливают развитие экономической деятельности, которую законы не успевают своевременно и соответственно регулировать. Это вынуждает искать компромисс между экономическими потребностями и возможностями в виде подкупа лиц, деятельность которых связана с охраной установленных законодательством ограничений.

Цели и формы удовлетворения отдельных потребностей людей, часто не соответствуют общественным интересам и потому запрещаются законом как общественно опасные. Чтобы избежать изобличения лица, осуществляющие запрещенную экономическую деятельность, инициируют подкуп лиц, профессиональная деятельность которых направлена на их уголовное преследование.

Этимологически термин «коррупция» происходит от латинского слова «corruptio» - означающего порчу, разложение, подкуп. В Большом юридическом словаре дается следующее определение коррупции: общественно опасное явление в сфере политики или государственного управления, выражающееся в умышленном использовании лицами, осуществляющими функции представителей власти, а также находящимися на государственной службе, своего служебного положения для противоправного получения имущественных и неимущественных благ и преимуществ в любой форме, а равно выражающееся в подкупе этих лиц.

Коррупция как социально-правовое явление представляет собой деятельность лиц, направленную на извращение нормальных общественных отношений, криминализацию их содержания путем использования государственными и иными служащими с корыстной целью своих служебных полномочий, должностного положения вопреки интересам службы в личных либо узкогрупповых, корпоративных интересах. Они тем самым способствуют наступлению последствий, дискредитирующих государственную власть, наносящих вред интересам личности, общества и государства в целом.

К признакам деяний коррупционного характера обычно относятся:

1. Использование государственным служащим своего статуса вопреки интересам государственной службы.

2.  Наличие у государственного служащего умысла на совершение действия (бездействия), объективно причиняющего ущерб охраняемым законом интересам власти и службы.

3. Непосредственное нанесение ущерба авторитету или иным охраняемым законом интересам государственной службы (власти).

4. Незаконный характер получаемых государственными служащими благ (материальных и нематериальных) и другие[1].

Как любое социальное явление, коррупция определяется объективными и субъективными факторами.  Провоцируют коррупционную деятельность следующие факторы:

- несовершенство законодательства и неадекватность законодательной базы существующим в стране социально-экономическим и политическим условиям;

- уродливые формы социально-экономических преобразований, породившие нищету большей части населения и расслоение на богатых и бедных, ненадлежащая деятельность государственных структур социального контроля и правоохранительных органов;

- дух стяжательства и беспринципности, пронизывающий сферу государственной службы;

- ставшая нормой жизни система корыстных злоупотреблений и взяточничества;

- правовой нигилизм и отсутствие веры в принципы социальной справедливости у граждан страны;

- безнаказанность коррупционеров в высших органах власти и др

В соответствии с Федеральным законом под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное представление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; либо совершение вышеуказанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О противодействии коррупции» правовую основу противодействия коррупции составляют:

- общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации;

- Конституция Российской Федерации;

- федеральные конституционные законы;

- федеральные законы;

- нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

 

Российское законодательство,регламентирующее противодействие коррупции, основывается на положениях Конституции РФ. Так, ключевым является положение, закрепленное в ст. 15, в соответствии с которым органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Значительную роль в правовом регулировании противодействия коррупции играют федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок прохождения службы должностными лицами и государственными служащими:

2. Меры и средства противодействия коррупции

в органах внутренних дел Российской Федерации

1. Проведение государственной криминологической политики в области противодействия коррупции.

2. Немаловажную роль в противодействии коррупции играет и повышение авторитета органов внутренних дел среди населения путем использования средств массовой информации. Это необходимо реализовывать посредством информирования населения не только о фактах противоправной деятельности сотрудников органов внутренних дел, но и о добросовестном несении ими службы по противодействию преступности, защите прав и свобод человека.

3. К мерам по противодействию коррупции на общесоциальном уровне можно отнести и обязательную криминологическую экспертизу правовых актов и их проектов с целью исключения из них положений, создающих условия для существования и воспроизводства коррупции.

Следующий уровень противодействия коррупции это специально-криминологический уровень предупреждения коррупционных преступлений. Он включает в себя разработку ведомственных нормативных актов. При применении к органам внутренних дел, данный уровень включает в себя:

1. Повышение профессионализма сотрудников ОВД. Проведение служебно-боевой, гуманитарно-правовой подготовки зачастую носит формальный характер, что недопустимо в современных условиях.

2. Создание нравственно и психологически устойчивого кадрового «ядра» путем повышения качества профессионального отбора для службы в органах внутренних дел.

3. Повышение роли воспитательной работы среди личного состава с целью укрепления законности, обеспечения собственной безопасности. При этом необходимо разработать ряд эффективных мероприятий по предупреждению и пресечению преступных деяний, правонарушений сотрудников органов внутренних дел, и что немаловажно, наделение соответствующими полномочиями конкретных должностных лиц, ответственных за проведение данной работы.

4. Усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц, что позволило бы снизить уровень латентности коррупционных преступлений.

Индивидуальное предупреждение преступности направлено на ликвидацию субъективной основы преступного поведения, которая воплощена в личностных свойствах самого человека, являющегося объектом индивидуального предупреждения преступности, и в криминогенной характеристике микросреды его жизнедеятельности.

Необходимо проводить целый комплекс профилактических мероприятий, направленных на предупреждение совершения коррупционных преступлений среди сотрудников ОВД. Вот некоторые из них:

1. Эффективное психологическое обеспечение службы в органах внутренних дел, повышение качества работы инспекторов-психологов психологической службы подразделений ОВД.

2. Моральное и материальное стимулирование  деятельности сотрудников.  Необходимо чаще использовать меры поощрения в виде денежных премий, а в случае дисциплинарных взысканий не использовать меры материального характера.

3. Эффективное проведение индивидуальной воспитательной работы руководящим составом с подчиненными с учетом их моральных, психологических особенностей. Это необходимо для формирования у сотрудников высоких нравственных качеств и профессиональной этики, воспитания внимательного и вежливого отношения к гражданам, морально-волевых качеств, умения бесконфликтного разрешения  служебных задач, способности противостоять стрессовым ситуациях[10]. В данной работе необходимо как можно чаще использовать помощь психологической службы.

4. Организация эффективной наставнической работы с молодыми сотрудниками.

Согласно Федеральному закону «О противодействии коррупции», профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:

а) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

б) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;

в) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующих на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;

г) установление в качестве основания для увольнения лица, замещающего  должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

д) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;

е) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

- введение ограничений и запретов, связанных с прохождением службы в органах внутренних дел, а также предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера граждан при поступлении их на службу в органы внутренних дел;

3. Профессионально-нравственные нормы поведения

сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации

Борьба с коррупцией в органах внутренних дел предстает чрезвычайно актуальной проблемой. Коррупция как явление нравственно-профессиональной деформации личности сотрудника органов внутренних дел проявляется в злоупотреблении служебными полномочиями, авторитетом и статусом службы и совершается с целью получения личной выгоды для себя или иных лиц. Значимость противодействия нарушениям служебных норм и борьбы с правонарушениями обуславливается целью создания эффективной и действенной системы управления ОВД как социальной организацией.

В научной литературе присутствуют подходы в классификации видов коррупции в среде органов внутренних дел. В зависимости от степени общественной опасности коррупцию можно условно разделить на дисциплинарную и криминальную. В отличие от коррупции, имеющей эпизодический характер, систематическая коррупция характеризуется длительностью, устойчивостью проявления, высокой степенью взаимосвязи между коррупционером и коррумпирующим лицом. Коррупционные связи, построенные на «горизонтальных» и «вертикальных» связях в органах внутренних дел, по существу, парализуя функционирование ОВД как социального института, способствуют разложению его как социальной организации. Активная коррупция представляет собой целенаправленную деятельность, направленную на получение незаконного вознаграждения, осуществляемую неправомерными методами. Пассивная коррупция проявляется в противоправном бездействии сотрудника ОВД, невыполнении своих должностных обязанностей с целью получения незаконного вознаграждения.

Эффективным механизмом противодействия явлениям коррупции является общественное мнение. Создавать антикоррупционную атмосферу в коллективах ОВД призваны открытые товарищеские обсуждения явлений коррупции. Следует признать, что игнорирование и недооценка факта существования коррупции способствует ее латентности и организационному оформлению. Значительная часть коррупционных проявлений, имея скрытый характер, развиваясь, приобретают не эпизодический, а масштабный, систематический характер. В конечном итоге сотрудники ОВД встают на путь совершения коррупционных преступлений.

Нельзя говорить о фатальной предопределенности профессионально-нравственной деформации для каждого работающего в органах внутренних дел. От личности сотрудника зависит степень его сопротивляемости деформирующему воздействию со стороны объективных и субъективных факторов, которыми наполнена его профессиональная деятельность. Основу антикоррупционных мероприятий должны составить элементы служебного, материального, морального, общественного воздействия, способные существенным образом изменить негативные явления в профессиональной деятельности в положительную сторону, и прежде всего мотивацию в выполнении служебных обязанностей сотрудниками органов внутренних дел.

Российским законодательством предусмотрены ограничения, связанные со службой в органах внутренних дел, ставящие сотрудника органов внутренних дел   в определенный правовой режим.

Сотрудник органов внутренних дел   как государственный служащий не вправе:

•  заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педа­гогической, научной и иной творческой деятельности;

•  быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) орга­нов  субъектов  Российской  Федерации,  органов  местного  само­управления;

•  заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

•  состоять членом органа управления коммерческой организа­цией, если иное не предусмотрено федеральным законом или если в порядке, установленном федеральным законом и законами субъек­тов Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управ­лении этой организацией;

•  быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредст­венно подконтролен ему;

•   использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, дру­гое государственное имущество и служебную информацию;

•  получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;

•  получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развле­чений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию;

•  принимать без разрешения Президента Российской Федера­ции награды, почетные и специальные звания иностранных госу­дарств, международных и иностранных организаций;

•  выезжать в служебные командировки за границу за счет фи­зических и юридических лиц, за исключением служебных коман­дировок, осуществляемых в соответствии с международными дого­ворами Российской Федерации или на взаимной основе по догово­ренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации с госу­дарственными органами иностранных государств, международны­ми и иностранными организациями;

• принимать участие в забастовках;

• использовать свое служебное положение в интересах полити­ческих партий, общественных, в том числе религиозных, объедине­ний для пропаганды отношения к ним.

Должностные лица при выполнении своих функций по поддержанию правопорядка соблюдают определенные профессиональные правила поведения. Причем следует отметить, что источники формирования нормативно-этических требований довольно разнообразны. К ним можно отнести:

-                    юридические нормы и правила, санкционированные органами государственной власти, местного самоуправления;

-                    корпоративные, внутренние предписания и требования;

-                    общественное мнение, содержащее в себе моральные категории, которые с точки зрения граждан должны быть  присущи представителям правоохранительных органов.

Остановимся на нормативно-правовой форме функционирования этических норм, представляющих собой, с одной стороны, совокупность государственных, национальных, а с другой – международных правовых норм и принципов.

В процессе формирования национальных этических норм работников правоохранительной сферы законодатели любой страны руководствуются не только внутриполитической ситуацией, традициями и обычаями. В данном нормотворчестве основополагающими, и в ряде случаев единственными, являются международные этические требования и принципы, предъявляемые к сотрудникам правоохранительных структур.

1. Важнейшая профессиональная обязанность – защищать «всех лиц от противоправных актов в соответствии с высокой степенью ответственности, требуемой их профессией».

2. Аксиома полицейской этики – быть вне политики.

3. Главное правило профессиональной деятельности – «при выполнении своих обязанностей должностные лица по поддержанию правопорядка уважают и защищают человеческое достоинство, поддерживают и защищают права человека по отношению ко всем лицам».

4. Использовать адекватные средства в процессе профессиональной деятельности – «при исполнении своих обязанностей полицейский должен действовать решительно для достижения цели, предписанной или допущенной законом, но при этом применять силу только в разумных пределах».

5. Личное поведение должно служить образцом моральной устойчивости, верности и честности. Полицейский «должен воздерживаться от всех проявлений коррупции и решительно противодействовать им».

6. Отношение к гражданам должно основываться не на личных предпочтениях, а на глубоком знании закона и обязанностей – как своих, так и других должностных лиц: «полицейский не должен оказывать содействие в розыске, аресте, охране или конвоировании лиц, которые, не будучи подозреваемы в совершении незаконных действий, тем не менее разыскиваются, задерживаются или преследуются в связи с их расовой,  религиозной или политической принадлежностью».

7. Арест нарушителей закона и обращение с ними должны осуществляться  в строгом соответствии с законом, «дисциплинарные взыскания, пытки и другие формы негуманного или унижающего обращения или наказания запрещаются при любых обстоятельствах».

8. Должно оказываться активное противодействие незаконным указаниям и приказаниям: «полицейский должен нести личную ответственность за свои действия и за незаконные действия или бездействие, совершенное по его указанию».

9. Полицейский должен относиться к своей работе как к почетной, чрезвычайно важной и полезной для общества профессии.

 - выявление конфликта интересов в деятельности личного
состава, способного привести к причинению вреда законным интересам
граждан, организаций, общества, дискредитации МВД России, а также
содействие, руководству органов внутренних дел в их урегулировании;

- урегулирование межличностных конфликтов среди сотрудников органов внутренних дел;

- осуществление эффективного профилактического и воспитательного воздействия на сотрудников, нарушающих законность, служебную дисциплину, нормы  профессиональной  этики, дискредитирующих службу в  органах внутренних дел Российской Федерации.

В силу специфики выполняемых МВД России задач профессиональное воспитание сотрудников органов внутренних дел неразрывно связано с нравственным воспитанием, ибо профессиональным качеством каж­дого сотрудника должна являться его нравственная воспитанность. Та­кие черты, как честь, достоинство, неподкупность, гуманизм, благо­родство, общая культура - обязательны как для профессионала своего дела, так и для сотрудника с высокой степенью нравственного созна­ния и поведения.

Важнейшее значение в нравственном воспитании личного состава имеет пропаганда норм профессиональной этики, которая представляет собой совокупность нравственных требований к сотрудникам, вырабо­танных на основе принципов общечеловеческой морали, с учетом специ­фики деятельности органов внутренних дел, сложившихся традиций.

Профессионально-нравственные нормы сотрудника закреплены в Кодексе профессиональной этики сотрудника органов внутрен­них дел Российской Федерации. Эти нормы соответствуют Кодексу поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, утвер­жденному ООН, и конкретизируют эти требования к сотрудникам сис­темы МВД России как к особому виду государственных служащих.

Эффективность изучения норм профессиональной этики гораздо выше там, где оно проводится не отвлеченно, чисто теоретически, а с учетом практики выполнения оперативно-служебных обязанностей со­трудниками конкретного органа внутренних дел. В этом плане весьма важно систематическое изучение на занятиях, собраниях, совещаниях общественного мнения о деятельности органов внутренних дел, ана­лиз писем, жалоб, заявлений граждан, сообщений средств массовой информации, разбор конкретных случаев отступлений от профессио­нально-нравственных норм.

Важное значение в нравственном воспитании сотрудников имеет исполь­зование силы воспитательного воздействия коллектива. Правильно по­ступают в тех органах внутренних дел, где на собраниях личного соста­ва заслушивают отчеты сотрудников, допустивших на­рушение служебной дисциплины, норм профессиональной этики, вскрывают фак­ты коррупционного поведения, дают им объективную оценку.

На эффективность нравственного воспитания личного состава прямое влияние оказывает уровень морально-психологического климата в коллективе, ибо нравственная атмосфера сама является действенным фактором воспитательного воздействия на личность. Оттого, какие взаимоотношения складываются у сотрудников с руководством орга­на, непосредственными руководителями, коллегами по службе, зависит мораль­ное состояние личного состава, его готовность и способность выпол­нять стоящие перед ним задачи.

Отныне сотруднику ОВД, независимо от занимаемого им служебного положения, следует предпринимать меры антикоррупционной защиты, состоящие в предотвращении и решительном преодолении коррупционно опасных ситуаций и их последствий. Нравственный долг предписывает сотруднику безотлагательно докладывать непосредственному начальнику о всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Нравственные обязательства сотрудника органов внутренних дел не позволяют ему:

заниматься предпринимательской деятельностью, состоять лично, а также через аффилированных лиц в какой-либо коммерческой организации;

выстраивать отношения личной заинтересованности с лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью;

составлять протекцию, оказывать поддержку субъектам предпринимательской деятельности в личных, корыстных интересах;

предоставлять услуги, предусматривающие денежную или иную компенсацию, за исключением случаев, установленных действующим законодательством;

создавать условия для получения ненадлежащей выгоды, пользуясь своим служебным положением;

проявлять заинтересованность и (или) вмешиваться в споры физических лиц, хозяйствующих субъектов вне рамок, установленных законом;

обращаться к коллегам с неправомерными просьбами, нарушающими установленный порядок предварительного следствия, дознания,  административного производства, рассмотрения жалоб и заявлений, способными оказать влияние на служебное решение.

1. Этический конфликт - ситуация, при которой возникает противоречие между нормами профессиональной этики и обстоятельствами, сложившимися в процессе служебной деятельности. Сотрудник органов внутренних дел в ходе выполнения своих служебных обязанностей может оказаться в ситуации этического конфликта или этической неопределенности, вызванной:

соблазном любыми средствами достичь поставленной цели, связанной с корыстными интересами;

отношениями личного (семейного, бытового) характера, влияющими на результаты служебной деятельности;

воздействием на сотрудника, оказываемым другими лицами в корыстных целях посредством слухов, интриг, шантажа и иных форм морального и физического давления;

просьбами (требованиями) иных лиц, направленными на то, чтобы сотрудник действовал, нарушая свои должностные обязанности.

В ситуации этического конфликта или этической неопределенности (когда сотрудник не может определить степень соответствия своего поведения принципам и нормам профессиональной этики) ему требуется:

вести себя достойно, действовать в строгом соответствии со своими должностными обязанностями, принципами и нормами профессиональной этики;

избегать ситуаций, провоцирующих причинение вреда его деловой репутации, авторитету органов внутренних дел;

доложить об обстоятельствах конфликта (неопределённости) непосредственному начальнику или с его разрешения обратиться к вышестоящему руководству;

обратиться в комиссию по служебной дисциплине и профессиональной этике в случае, если руководитель не может разрешить проблему либо сам вовлечен в ситуацию этического конфликта или этической неопределенности.

2. Конфликт интересов,  профессионально-этическое содержание которого состоит в противоречии между служебным долгом и личной корыстной заинтересованностью сотрудника, понимаемой как возможность получения любой формы выгоды для него или иных лиц, с которыми он связан служебными или неформальными отношениями.

Для предупреждения конфликта интересов нормы профессиональной этики предписывают сотруднику:

доложить непосредственному начальнику о возникшем конфликте интересов или об угрозе его возникновения;

прекратить сомнительные, компрометирующие межличностные отношения;

отказаться от возможной ненадлежащей выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов;

противодействовать коррупции и разоблачать коррупционеров любого уровня;

принимать меры по преодолению негативных последствий конфликта интересов.

В Кодексе профессиональной этики недвусмысленно определено отношение сотрудника к ненадлежащей выгоде, под которой подразумевается получение им в результате коррупционных действий денежных средств, материальных или нематериальных благ, преимуществ, не предусмотренных действующим законодательством.

В случае предложения ненадлежащей выгоды сотруднику следует отказаться от нее, доложить непосредственному начальнику в письменной форме о фактах и обстоятельствах ее предложения, в дальнейшем избегать любых контактов, прямо или косвенно связанных с ненадлежащей выгодой. В случае, если материальные средства, приносящие ненадлежащую выгоду, нельзя ни отклонить, ни возвратить, сотрудник должен принять все меры для обращения ее в доход государству.

Получение или вручение сотрудниками подарков, вознаграждений, призов, а также оказание разнообразных почестей, услуг, за исключением случаев, предусмотренных законом, могут создавать ситуации этической неопределенности, способствовать возникновению конфликта интересов. Принимая или вручая подарок, стоимость которого превышает предел, установленный действующим законодательством Российской Федерации, сотрудник попадает в реальную или мнимую зависимость от дарителя (получателя), что противоречит нормам профессионально-этического стандарта антикоррупционного поведения.

Сотрудник может принимать или вручать подарки, если:

это является частью официального протокольного мероприятия и происходит публично, открыто;

ситуация не вызывает сомнения в честности и бескорыстии;

стоимость принимаемых (вручаемых) подарков не превышает предела, установленного действующим законодательством Российской Федерации.

Сотруднику органов внутренних дел не следует:

создавать предпосылки для возникновения ситуации провокационного характера для получения подарка;

принимать подарки для себя, своей семьи, родственников, а также для лиц или организаций, с которыми сотрудник имеет или имел отношения, если это может повлиять на его беспристрастность;

передавать подарки другим лицам, если это не связано с выполнением его служебных обязанностей;

выступать посредником при передаче подарков в личных корыстных интересах.

Сотрудник органов внутренних дел, добросовестно выполняя служебные обязанности, может подвергаться угрозам, шантажу, оскорблениям и клевете, направленным на срыв оперативно-служебных задач. Защита сотрудника от противоправных действий дискредитирующего характера является моральным долгом руководства МВД России. Руководителю органа, подразделения, учреждения надлежит поддерживать и защищать сотрудника в случае его необоснованного обвинения. Сотрудник в случае ложного обвинения его в коррупции или иных противоправных действиях имеет право опровергнуть эти обвинения, в том числе в судебном порядке.

 

Борьба с коррупцией

Правовая основа профилактики коррупционных и иных правонарушений

 Правовую основу профилактики коррупционных и иных правонарушений составляют:

-  конвенция ООН против коррупции (ратифицирована Федеральным законом от 8 марта 2006 г. № 40-ФЗ);

- конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (ратифицирована Федеральным законом от 26 апреля 2004 г. № 26-ФЗ);

- Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273–ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон № 273-ФЗ);

- Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской» (далее – Закон № 79-ФЗ);

- Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее – Закон № 172-ФЗ);

- Указ Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» (далее – Указ № 557);

- Указ Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 559 «О предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» (далее - Указ № 559);

- Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065

«О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению (далее – Указ № 1065);

- Указ Президента РФ от 13 марта 2012 г. № 297 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции (далее – Указ № 297);

- Указ Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов»;

Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

 Перечень обязанностей, ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения обязанностей, возлагаемых на федеральных государственных служащих.

Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

Государственный служащий обязан ежегодно представлять представителю нанимателя сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруга(супруги) и несовершеннолетних детей.

Перечни должностей, на которых распространяется данная обязанность утверждены Указом № 557 и приказом Федерального государственного органа.

Непредставление указанных сведений или представление заведомо ложных сведений является правонарушением, влечет освобождение государственного служащего от замещаемой должности либо привлечение его к иным видам дисциплинарной ответственности.

В случае непредставления по объективным причинам сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей данный факт подлежит рассмотрению на комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

Конфликт интересов

В случае возникновения у государственного служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, он обязан проинформировать об этом представителя нанимателя, а также непосредственного руководителя в письменной форме.

Невыполнение обязательства является основанием для прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности и увольнения с государственной службы.

Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у государственного служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Уведомление о склонении к коррупционным правонарушениям

Государственный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Невыполнение является правонарушением и влечет увольнение с государственной службы либо привлечение к иным видам ответственности.

Получение подарков, услуг, наград и иных благ

 Не допускается дарение государственным служащим подарков, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей, в связи с их должностным положением или в связи с использованием ими служебных обязанностей.

Запрещается получать от физических и юридических лиц в связи с исполнением должностных обязанностей подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения.

Запрещается выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц. Исключение составляют служебные командировки, осуществляемые в соответствии с международными договорами или на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями.

Нарушение запрета является основанием для прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности и увольнения с гражданской службы.

Запрещается принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если должностные обязанности государственного гражданского служащего входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями. Исключения составляют научные знания.

Выполнение иной работы

Запрещается участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом.

Нарушение запрета является основанием для прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности и увольнения с гражданской службы.

Запрещается осуществлять предпринимательскую деятельность.

Нарушение запрета является основанием для прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности и увольнения с гражданской службы.

Запрещается входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором или российским законодательством.

Нарушение запрета является основанием для прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности и увольнения с гражданской службы.

Запрещается заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором или российским законодательством.

Нарушение запрета является основанием для прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности и увольнения с гражданской службы.

Гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

Нарушение запрета является основанием для применения мер дисциплинарного взыскания.

Владение акциями и другими ценными бумагами

В случае если, гражданский служащий владеет приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги в доверительное управление.

Трудоустройство бывших государственных служащих

Гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе в течение двух лет замещать должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные обязанности служащего, без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. Данное ограничение распространяется на бывших гражданских служащих¸ которые были обязаны представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

За нарушение бывшими государственными служащими установленного порядка трудоустройства применяется административная ответственность предусмотренная ст. 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КОаП РФ).

Гражданин в течение 2 лет после увольнения с государственной службы обязан при заключении трудовых договоров сообщать представителю нанимателя (работодателю) сведения о последнем месте своей службы. Данное ограничение распространяется на бывших гражданских служащих, которые были обязаны представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Несоблюдение данного требования влечет прекращение соответствующего трудового договора (ч.3 ст. 12 Закона № 273-ФЗ).

Гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

Административная и уголовная ответственность, предусмотренная в том числе: ст. 183 УК РФ, ст. 13.14 КоАП РФ.

Политическая, общественная и профсоюзная деятельность

Гражданский служащий обязан соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций.

Выполнение требований к служебному поведению является обязанностью гражданского служащего. Соответственно, их несоблюдение является основанием для прекращения служебного контракта, освобождении от замещаемой должности и увольнения с гражданской службы.

Запрещается использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего. Исключение составляют случаи, когда подобное публичное выражение отношения входит в должностные обязанности государственного служащего.

Нарушение запрета является основанием для прекращения служебного контракта, освобождении от замещаемой должности и увольнения с гражданской службы.

Запрещается создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур. Исключение составляют профессиональные союзы, ветеранские организации и иные органы общественной самодеятельности.

Нарушение запрета является основанием для прекращения служебного контракта, освобождении от замещаемой должности и увольнения с гражданской службы.

Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители», обязан не допускать случаи принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.

Выполнение требований к служебному поведению является обязанностью гражданского служащего. Соответственно, их несоблюдение является основанием для прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности и увольнения с гражданской службы.

Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители» высшей группы должностей гражданской службы не может представлять интересы гражданских служащих в выборном профсоюзном органе данного государственного органа.

Невыполнение обязательства является основанием для прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности и увольнения с гражданской службы.

Запрещается замещать должность гражданской службы в случае избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе.

Нарушение запрета является основанием для прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности и увольнения с гражданской службы.

Запрещается разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие известными гражданскому служащему в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство.

Невыполнение обязательства является основанием для прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности и увольнения с гражданской службы.

Гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

Административная и уголовная ответственность, предусмотренная в том числе: ст. 13.14 КоАП РФ.

Использование государственного имущества

Запрещается использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам.

Нарушение запрета является основании ем для прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности и увольнения с гражданской службы.

Родственные отношения на гражданской службе

Гражданский служащий не может находится на гражданской службе в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

  ГУ МВД России по Волгоградской области    Отдел МВД РФ по Котельниковскому району    Отдел МВД РФ по Среднеахтубинскому району
              Управление МВД России по г. Волгограду             Отдел МВД РФ по Котовскому району             Отдел МВД РФ по Серафимовичскому району
  Управление МВД России по г. Волжскому   Отдел МВД РФ по Палласовскому району   Отдел МВД РФ по Даниловскому району
  МО МВД РФ «Урюпинский»   Отдел МВД РФ по Суровикинскому району   Отдел МВД РФ по Киквидзенскому району
  МО МВД РФ «Камышинcкий»   Отдел МВД РФ по Быковскому району   Отдел МВД РФ по Кумылженскому району
  Отдел МВД РФ по городу Михайловке   Отдел МВД РФ по Городищенскому району   Отдел МВД РФ по Нехаевскому району
  МО МВД РФ «Фроловский»   Отдел МВД РФ по Дубовскому району     Отдел МВД РФ по Новониколаевскому району
  Отдел МВД РФ по Алексеевскому району    Отдел МВД РФ по Калачевскому району   Отдел МВД РФ по Октябрьскому району
  Отдел МВД РФ по Еланскому району   Отдел МВД РФ по Ленинскому району   Отдел МВД РФ по Ольховскому району
  Отдел МВД РФ по Жирновскому району   Отдел МВД РФ по Николаевскому району   Отдел МВД РФ по Руднянскому району
  Отдел МВД РФ по Иловлинскому району   Отдел МВД РФ по Новоаннинскому району   Отдел МВД РФ по Старополтавскому району
  Отдел МВД РФ по Клетскому району   Отдел МВД РФ по Светлоярскому району   Отдел МВД РФ по Чернышковскому району